Подписаться
Подписывайтесь на наши новости, чтобы быть в курсе всех новостей 🔥

    Как быстро подсчитать основные бизнес-показатели

    Многие предприниматели открывают свое дело, но при этом путаются в основных бизнес-терминах. Давайте разберемся с ключевыми бизнес-терминами на примере кофе с собой.

    19.03.2020
    122

    1. Себестоимость

    Это сумма, которую вы тратите на производство и реализацию товара. Ее нужно знать, чтобы правильно рассчитать остальные показатели.

    В себестоимость стаканчика кофе входят:

    • Сырье. Кофейные зерна, молоко, сахар, специи – в зависимости от рецептов.
    • Посуда. Для кофе на вынос это стаканчик, крышка, ложечка.
    • Производственные мощности. Чтобы сварить кофе, вам потребуются помещение (аренда), электричество (работа кофемашины) и вода (чтобы помыть кофемашину после использования).
    • Амортизация. Амортизационный срок = гарантийный срок. Он распространяется не на продукцию, а на инструменты. Например, кофемашина стоит 20 000 ₽, и до поломки она может сварить 50 000 чашек кофе. Т.е. амортизация на одну единицу продукции составит 20 000 / 50 000 = 40 копеек.
    • Затраты на труд. Чтобы произвести и продать чашку кофе, вам нужны бариста и кассир.

    Общая формула расчета себестоимости выглядит так:

    Посчитаем на примере чашки кофе.

    • Стоимость сырья, посуды и производственных мощностей составит 15 ₽.
    • Амортизация – 40 копеек.
    • Общая месячная з/п баристы и кассира – 60 000 ₽. За месяц они успевают сварить и продать 5 000 стаканчиков кофе. Значит за один напиток вы платите им 12 ₽.

    Себестоимость чашки кофе составляет 15 + 0,4 + 12 = 27,4 ₽.


    Оставьте email и получите таблицу с формулами расчетов
    E-mail *
    Debug: fill fields


    2. Наценка

    Это та сумма, которую вы «прибавляете» к себестоимости, когда назначаете отпускную цену. Вы можете продавать стаканчик кофе и по 500 ₽. Тогда наценка составит 472,6 ₽. Но маловероятно, что за такие деньги у вас его будут покупать. Можно назначить цену в 50 ₽, но тогда наценка будет меньше себестоимости и прибыль может вас не устроить.

    Ориентируйтесь на средние по рынку цены и ваше позиционирование. Например, главное преимущество кофейни формата «все по одной цене» – это низкая стоимость продукта. При этом высокого качества от них никто не ждет. В концептуальных кофейнях клиент платит не за скорость, а за историю, качество или разговор по душам с бариста.

    Итак, наценка измеряется в процентах. Рассчитать ее можно так:

    Если вы продаете стаканчик кофе за 120 рублей, то наценка будет следующей:

    (120 — 27,4) / 27,4 * 100% = 337%

    3. Прибыль

    Это разница между отпускной ценой и себестоимостью. Это сумма, которую вы можете положить себе в карман после продажи. По сути это та же наценка, но не в процентах, а в рублях.

    Тогда прибыль от чашки кофе составит 120 — 27,4 = 92,6 ₽.

    Важно различать 2 вида прибыли:

    • Валовая прибыль. Рассчитывается по вышеописанной формуле.
    • Чистая прибыль. Это конечный результат за вычетом не только себестоимости, но и всех прочих расходов, включая налоги.

    4. Маржа

    Это разница между отпускной ценой и себестоимостью для одной единицы продукции. Если считать поштучно, маржа ничем не отличается от прибыли. А вот при выполнении суточного плана продаж маржа так и останется 92,6 ₽, зато прибыль увеличится. Например, за день ваша кофейня реализует 300 стаканчиков кофе. Посчитаем валовую прибыль (ВП):

    120 ₽ * 300 шт. — 27,4 ₽ * 300 шт. = 27 780 ₽

    А вот формула для расчета валовой маржи:

    Тогда валовая маржа составит 27 780 / 36 000 * 100% = 77,2%

    5. Рентабельность

    Это отношение прибыли к отпускной цене товара. Измеряется в процентах, рассчитывается по формуле Р = П / О * 100%.

    Рентабельность стаканчика кофе составит:

    92,6 / 120 * 100% = 77%

    Не путайте рентабельность и наценку – это разные показатели:

    • Наценка – это про отношения прибыли и себестоимости.
    • Рентабельность – это отношение прибыли (или маржи) к отпускной цене.

    6. Маржинальность

    Это подвид рентабельности. Если прибыль бывает валовой или чистой, рентабельность можно рассчитать двумя способами:

    • Рентабельность по чистой прибыли (см. пункт 5).
    • Рентабельность по валовой прибыли – валовая прибыль, деленная на отпускную цену (если считаем для одной единицы). Это и есть маржинальность.

    Выводы

    Теперь давайте сведем все показатели и посмотрим полную экономику чашки кофе.

    • Отпускная цена – 120 ₽
    • Себестоимость – 27,4 ₽
    • Наценка – 337%
    • Прибыль = маржа – 92,6 ₽
    • Рентабельность – 77%

    Какой бы товар вы ни продавали, воспользуйтесь нашими формулами для расчетов. Только понимая законы цифр, вы сможете достойно зарабатывать на своем бизнесе.

    Закупаться проще с сервисом «на_полке»

    Рекомендуем
    Спецпредложения сервиса «на_полке»