Ни один бизнес не может работать автономно. И стартапу, и компании с двадцатилетней историей нужны поставщики. И в сложной экономической ситуации все чаще предприниматель задумывается о том, как найти надежного поставщика товаров. Важно, чтобы партнер не подвел с поставками. Ответственность за поиск и проверку контрагента полностью лежит на предпринимателе. Проверка контрагента поможет вычислить мошенников, избежать […]
1. Себестоимость
Это сумма, которую вы тратите на производство и реализацию товара. Ее нужно знать, чтобы правильно рассчитать остальные показатели.
В себестоимость стаканчика кофе входят:
- Сырье. Кофейные зерна, молоко, сахар, специи – в зависимости от рецептов.
- Посуда. Для кофе на вынос это стаканчик, крышка, ложечка.
- Производственные мощности. Чтобы сварить кофе, вам потребуются помещение (аренда), электричество (работа кофемашины) и вода (чтобы помыть кофемашину после использования).
- Амортизация. Амортизационный срок = гарантийный срок. Он распространяется не на продукцию, а на инструменты. Например, кофемашина стоит 20 000 ₽, и до поломки она может сварить 50 000 чашек кофе. Т.е. амортизация на одну единицу продукции составит 20 000 / 50 000 = 40 копеек.
- Затраты на труд. Чтобы произвести и продать чашку кофе, вам нужны бариста и кассир.
Общая формула расчета себестоимости выглядит так:

Посчитаем на примере чашки кофе.
- Стоимость сырья, посуды и производственных мощностей составит 15 ₽.
- Амортизация – 40 копеек.
- Общая месячная з/п баристы и кассира – 60 000 ₽. За месяц они успевают сварить и продать 5 000 стаканчиков кофе. Значит за один напиток вы платите им 12 ₽.
Себестоимость чашки кофе составляет 15 + 0,4 + 12 = 27,4 ₽.
Отправлено!
Форма не актуальна
2. Наценка
Это та сумма, которую вы «прибавляете» к себестоимости, когда назначаете отпускную цену. Вы можете продавать стаканчик кофе и по 500 ₽. Тогда наценка составит 472,6 ₽. Но маловероятно, что за такие деньги у вас его будут покупать. Можно назначить цену в 50 ₽, но тогда наценка будет меньше себестоимости и прибыль может вас не устроить.
Ориентируйтесь на средние по рынку цены и ваше позиционирование. Например, главное преимущество кофейни формата «все по одной цене» – это низкая стоимость продукта. При этом высокого качества от них никто не ждет. В концептуальных кофейнях клиент платит не за скорость, а за историю, качество или разговор по душам с бариста.
Итак, наценка измеряется в процентах. Рассчитать ее можно так:

Если вы продаете стаканчик кофе за 120 рублей, то наценка будет следующей:
(120 — 27,4) / 27,4 * 100% = 337%
3. Прибыль
Это разница между отпускной ценой и себестоимостью. Это сумма, которую вы можете положить себе в карман после продажи. По сути это та же наценка, но не в процентах, а в рублях.

Тогда прибыль от чашки кофе составит 120 — 27,4 = 92,6 ₽.
Важно различать 2 вида прибыли:
- Валовая прибыль. Рассчитывается по вышеописанной формуле.
- Чистая прибыль. Это конечный результат за вычетом не только себестоимости, но и всех прочих расходов, включая налоги.
4. Маржа
Это разница между отпускной ценой и себестоимостью для одной единицы продукции. Если считать поштучно, маржа ничем не отличается от прибыли. А вот при выполнении суточного плана продаж маржа так и останется 92,6 ₽, зато прибыль увеличится. Например, за день ваша кофейня реализует 300 стаканчиков кофе. Посчитаем валовую прибыль (ВП):
120 ₽ * 300 шт. — 27,4 ₽ * 300 шт. = 27 780 ₽
А вот формула для расчета валовой маржи:

Тогда валовая маржа составит 27 780 / 36 000 * 100% = 77,2%
5. Рентабельность
Это отношение прибыли к отпускной цене товара. Измеряется в процентах, рассчитывается по формуле Р = П / О * 100%.
Рентабельность стаканчика кофе составит:
92,6 / 120 * 100% = 77%
Не путайте рентабельность и наценку – это разные показатели:
- Наценка – это про отношения прибыли и себестоимости.
- Рентабельность – это отношение прибыли (или маржи) к отпускной цене.
6. Маржинальность
Это подвид рентабельности. Если прибыль бывает валовой или чистой, рентабельность можно рассчитать двумя способами:
- Рентабельность по чистой прибыли (см. пункт 5).
- Рентабельность по валовой прибыли – валовая прибыль, деленная на отпускную цену (если считаем для одной единицы). Это и есть маржинальность.
Выводы
Теперь давайте сведем все показатели и посмотрим полную экономику чашки кофе.
- Отпускная цена – 120 ₽
- Себестоимость – 27,4 ₽
- Наценка – 337%
- Прибыль = маржа – 92,6 ₽
- Рентабельность – 77%
Какой бы товар вы ни продавали, воспользуйтесь нашими формулами для расчетов. Только понимая законы цифр, вы сможете достойно зарабатывать на своем бизнесе.
Закупаться проще с сервисом «на_полке»